Резиновый или фиксированный дизайн
В этой статье мы рассмотрим очень важный вопрос, с ответа на который начинается веб-дизайн любого сайта: будет сайт «резиновый» - во весь экран, или «фиксированный» - узкий.
«Резиновый» дизайн используется на сайтах с большим количеством информации. Для таких сайтов важно разместить на экране как можно больше информации, а эстетика - дело второе.
«Фиксированный» дизайн используется на сайтах, где информации не много, или где важно, чтобы эта информация располагалась именно так, как задумал дизайнер.
«Резиновым» веб-дизайн называется тогда, когда страница раскрывается на весь экран по ширине независимо от установленного разрешения монитора. То есть, на разрешениях то 800x600 до 1600x1200 веб-страница будет «распахнута» на всю ширину экрана.
«Фиксированный» веб-дизайн - когда ширина страницы устанавливается жестко в точках и не зависит от разрешения монитора. В большинстве случаев, при разработке фиксированного веб-дизайна, ориентируются на разрешение монитора 800x600 точек – наиболее распространенное. То есть на таком разрешении монитора страница занимает весь экран, а на мониторах с большим разрешением - только часть экрана.
В каких же случаях, какой вид веб-дизайна следует использовать?
Раньше стандартом было использование «фиксированного» веб-дизайна. И это не случайно. Только такое построение страницы дает дизайнеру возможность разместить материал так, как он считает нужным. И то, не со 100%-ной уверенностью. В различных браузерах сайт все равно выглядит по-разному.
В последнее время же мода качнулась в сторону «резинового» веб-дизайна. И это тоже понятно. Слишком дорого место на веб-странице, чтобы оставлять его пустым, ничем не заполняя.
Как же правильно?
Истина посередине. Если информационное наполнение достаточно богато и содержание (информация) главнее, чем ее отображение на веб-сайте - следует использовать «резиновый» веб-дизайн. Закономерно, что такой вид веб-дизайна практикуется на информационных порталах, новостных и подобных им веб-сайтах.
Если же объем информации на каждой странице ограничен и важно, чтобы посетитель видел информацию именно так, как задумал это веб-дизайнер - следует использовать «фиксированный» веб-дизайн.
На основе «фиксированного» веб-дизайна, как правило, строятся сайты-каталоги. Представьте себе, что небольшой текст и иллюстрация «разбросаны» по всему экрану. Зрелище очень впечатляющее - и совсем не в пользу компании. С другой стороны, длинный текст, вытянутый узкой вертикальной лентой, раздражает посетителя, который не может понять, почему этот текст не сделали на весь экран.
Комбинированные варианты (когда часть страниц - «фиксированный» веб-дизайн, а другая часть - «резиновый») не очень распространены. Восприятие сайта с разным дизайном страниц очень затрудняется. Тем не менее, подобные комбинации встречаются.
Есть еще одно нераспространенное решение – делать «фиксированный» дизайн для разрешения 1024x768 точек. При этом полосу, которая остается вне экрана 800x600 точек, заполняют не очень важной для пользователя информацией: новости, опрос, форма авторизации и т.д. Таким образом, пользователь с экраном 800x600 полностью видит основной контент сайта и при необходимости может прокрутить страницу вбок.
В своих работах мы пока придерживаемся традиционных взглядов - веб-дизайн либо «резиновый», либо «фиксированный». Кроме того, мы стараемся делать «псевдо-резиновый» дизайн: ширина страницы фиксирована, но визуально страница как бы заполняет весь экран. Такой эффект достигается с помощью продолжения верхних и нижних частей страницы в обе стороны, использования фоновых цветов, делающих переход от информационной части страницы к незаполненной нерезким.
Выравнивание «фиксированного» дизайна по центру или краю экрана - это вопрос вкуса веб-дизайнера и заказчика. В своей практике мы используем разные виды веб-дизайна, исходя из особенностей веб-сайта, предпочтений заказчика и своего видения ситуации.
Мода и технологии меняются. Ведь еще совсем недавно фиксирование страницы по ширине было наиболее употребительным приемом. При этом ориентировались на разрешение экрана 640x480, а не 600x800, как сейчас. Считалось, что оформление является самым главным в сайте. Поэтому вопросам оформления подчинялся весь процесс создания сайта. Размещение сайта по центру экрана было также стандартом де-факто. Все крупные информационные сайты были построены по этому принципу. Да и сейчас многие из них так и остались фиксированными по ширине с содержанием, выровненным по центру.
У веб-дизайнеров же всегда стояла задача: выделить свою разработку на фоне других. Поэтому «фиксированные» сайты начали прижимать к левому краю. И очень скоро это стало стандартом. Но стандартом для корпоративных сайтов, так как информационные сайты начали переходить на «резиновое» построение страниц.
Представления о том, что такое хороший дизайн, постоянно изменяются. Проводятся новые исследования поведения посетителей веб-сайта, анализируются их предпочтения, привычки, появляются новые тенденции. Результаты исследований немедленно используются веб-студиями при разработках сайтов для своих клиентов.
Да и сами привычки Интернет-пользователей меняются. Люди все чаще работают в Интернет - эта среда становится для них более дружелюбной и удобной. Формируются новые стандарты оформления веб-сайтов и размещения на них информации. Поэтому то, что сегодня кажется правильным, неизбежно потребует модернизации в будущем. И для Интернета, как наиболее динамично развивающейся среды, это неизбежный процесс.
Поэтому своих клиентов мы всегда предупреждаем, что через три, максимум четыре года будет полезно обновить веб-сайт и привести его в соответствие с современными требованиями к веб-дизайну. А чтобы этот процесс не был связан с глобальным переформатированием всей текстовой информации и программной части сайта, нужно изначально создавать сайт на правильной системе управления, которая позволяет отделять содержание от дизайна и кода.